Компенсационный бак охлаждающая жидкость

Компенсационный бак охлаждающая жидкость

Эксплуатация любого автомобиля требует постоянного ухода и внимания. При обнаружении любых неисправностей необходимо срочно принимать меры. Нередко можно видеть, что пенится антифриз – это связано с потерей свойств охлаждающей жидкости. Существуют и другие причины этого явления.

Кратко о системе охлаждения и функции антифриза

Чтобы подойти к вопросу грамотно, нужно разобрать, какую роль играет ОЖ в системе охлаждения автомобиля.

Итак, антифриз предназначен для эффективного охлаждения различных узлов ДВС. В составе антифризов многоатомные спирты, различные пакеты присадок, вода и краситель. Этот набор компонентов позволяет жидкости не замерзать при низких температурах. Жидкость специально создавалась для того, чтобы автолюбители могли быть спокойны в морозы зимой. Антифриз движется по системе посредством насоса.

За счет циркуляции, поддерживается рабочая температура двигателя даже в экстремальных условиях. Не стоит недооценивать роль ОЖ в правильной работе авто. Антифриз требует периодической замены. Это очень важно.

Почему образуется пена в расширительном бачке?

Если начал пенится антифриз в двигателе, то опытные автолюбители понимают, что вместо качественного продукта они купили и залили в бачок контрафакт – чаще это не заводские смеси. Вторая причина – изношенные, отслужившие свое прокладки ГБЦ. Резинки не обеспечивают достаточной компрессии и продуваются.

Некачественный антифриз

Выше рассматривалось, что антифриз имеет специальный состав, который обеспечивает эффективное охлаждение двигателя. Жидкость призвана уберечь узлы и детали ДВС от температурных деформаций. За счет своей формулы ОЖ не замерзает даже в сильный мороз.

Если пенится антифриз в бачке, то в первую очередь следует удостовериться, а качественный ли продукт залит. Жидкость должна циркулировать по охлаждающей системе и по всем важным ключевым узлам постоянно и даже во время прогрева мотора.

Если залить некачественный продукт, то принципы циркуляции жидкости не поменяются, а вот воздух, который в расширительном бачке имеется, войдет в реакцию с элементами из состава ОЖ. В результате жидкость начнет покрываться пузырями. Образуется кокс и пена.

Нередко случается, что в бачке можно увидеть коричневую массу. Это и есть сигнал, что антифриз некачественный, изготовлен не по заводским технологиям, а разбавлен в гаражах горе-бизнесменами.

Кроме того, при желании сэкономить иногда водители смешивают два вида несовместимых между собой жидкостей. Также пенится антифриз по причине того, что залитая жидкость не та, которую рекомендует производитель автомобиля.

Износ прокладок

Многие не уделяют прокладкам ГБЦ много внимания, думая, что это незначительная деталь в авто, которая просто существует. Но такая незначительная деталь может добавить водителю проблем. Если прокладка выходит из строя, то водитель хватается за голову и с огромной скоростью мчится на СТО.

На самом деле прокладка играет важную роль. Давайте посмотрим, почему пенится антифриз в расширительном бачке. Какие задачи решает эта резинка? Она препятствует попаданию влаги из головки блока в сам блок. Когда прокладка выходит из строя, то жидкость и воздух свободного проходят в расширительный бачок.

Если добавить к этому высокую температуру, то помня законы физики, можно сделать вывод: будет образовываться пена. Появляется она не сразу и в небольших количествах. Если не решить проблему сразу, то впоследствии пузыри будут расти, а затем ОЖ превратится в пенную массу. Всему этому будет сопутствовать дым и перепады температур. Авто при этом будет показывать нормальные температуры.

Проблемы блока цилиндров

Нередко пенится антифриз и из-за самого блока. Но малой кровью проблемы здесь решить не удастся. Решение – капитальный ремонт. При этом ремонтируется не только головка, но и весь блок. Испорченная прокладка провоцирует перегревы некоторых узлов. А пена – это дополнительный риск образования трещин.

Как бороться с пеной?

На самом деле, способов борьбы несколько, так как ключевых проблем всего три – это антифриз низкого качества, изношенные прокладки, проблемы с двигателем или ГБЦ.

Замена охлаждающей жидкости

Это поможет, если пенится антифриз в расширительном бачке и сама жидкость не соответствует заявленным характеристикам.

Первым делом открывают кран печки – его найти нетрудно. Он находится в салоне авто. Это тот самый кран, который регулирует температуру отопителя. Самое «горячее» положение – кран будет полностью открыт.

Затем откручивают крышку расширительного бачка или заливную часть на радиаторе. Далее нужно слить жидкость из системы – на многих авто для этого внизу радиатора предусмотрен специальный краник. Если такового нет, то канал закрыт болтом-пробкой. Следует подготовить емкость под ОЖ – не стоит сливать ее в землю. Жидкость сливают полностью, не забыв снять шланг впускного коллектора – это поможет защититься от образования воздушных пробок.

После этого заливают новую ОЖ. Шланг коллектора устанавливают обратно и затягивают хомут. Жидкость заливают в бачок или в радиатор до среднего уровня. По необходимости, уровень корректируется. При повышении температуры жидкость имеет свойство расширяться. Поэтому уровень может увеличиться.

Запускают двигатель и прогревают его до рабочей температуры. Только теперь можно проверять уровень жидкости в бачке. При необходимости ОЖ доливают. На этом процесс закончен и проблема больше не должна проявиться.

Замена прокладки ГБЦ

Процедура замены прокладки двигателя на самом деле не сложная. Течи образуются в том месте, где головка блока соединяется с блоком цилиндров. Почему пенится антифриз в бачке? Причина – это перегрев. При такой ситуации нарушается структура, а также герметичность прокладки. Медлить с устранением такой неисправности нельзя.

На разных авто прокладка меняется практически одинаково. Имеются различия в порядке демонтажа крепежа. Стоит знать усилия затяжки болтов.

Чтобы предотвратить возможное нарушение структуры крепежа и выхода из строя узлов и элементов, болты тщательно очищают. Перед их отворачиванием убирают лишнюю грязь. Если этого не сделать, то при срыве могут быть проблемы с откручиванием.

Болты откручивают максимально равномерно. Ослаблять их рекомендуется из центра. После полного ослабления каждого болта, снимают головку и меняют прокладку. Чтобы правильно установить прокладку, на блоке есть центровочные болты.

Выброс охлаждающей жидкости из бачка

Это еще одна проблема, которая вызывает много вопросов у автовладельцев. Что же способствует этому? Причин здесь может быть несколько. Однако самая ключевая из них – это изношенная охлаждающая система. Патрубки и шланги при работе двигателя испытывают сильное давление горячего антифриза, потому при длительной работе бачок будет выталкивать жидкость, а не распространять ее по системе.

Но проблема появляется не только на автомобилях с пробегом. Причиной может быть неисправный расширительный бачок. Виной всему низкое качество запасных частей или брак. Если на горловине бачка имеются заусенцы, то это говорит о том, что крышка закрывается неплотно и через зазор будет выплескиваться охлаждающая жидкость.

Еще одна причина – некондиционный пластик бачка. Низкокачественный материал не может выдержать давления и рвется по швам. Охлаждающая жидкость при этом выливается на мотор и все подкапотное пространство.

Профилактические меры

Теперь мы знаем причины вспенивания антифриза. Чтобы такого не случалось, рекомендуется своевременно менять охлаждающую жидкость – срок ее жизни составляет два года. Покупать нужно только качественную продукцию. Экономить здесь не выгодно.

Читайте также:  Белая четырка на белом литье

С ГБЦ все более сложно. Предсказать момент, когда прокладку начнет продувать, невозможно. Подсчитать момент, когда пена пойдет в бачок или в радиатор, также невозможно. Но если пенится антифриз в радиаторе, стоит оперативно решать проблему.

В закрытых системах охлаждения поддерживается избыточное давление, при этом в верхнем бачке радиатора давление выше, чем в нагнетательной полости водяного насоса, вследствие чего при повышенном температурном режиме системы охлаждения возможна кавитация. Кавитация — это явление нарушения неразрывности потока жидкости вследствие образования полостей (пузырьков), заполненных паром. Полости образуются в местах, где давление жидкости снижается. Для жидкостного контура системы охлаждения характерна гидродинамическая кавитация. Кавитационный запас может быть достигнут за счет применения расширительного бачка, расположенного в верхней точке жидкостного контура. Расширительный бачок компенсирует изменение объема жидкости при расширении в основном контуре, в нем конденсируются образующиеся в жидкости паровые фракции. Нагнетательная полость водяного насоса связана с расширительным бачком компенсационной трубкой, благодаря чему в нагнетательной полости насоса поддерживается допустимый уровень давления.

Такой расширительный контур принято называть компенсационным.

Использование в замкнутой системе охлаждения в качестве охлаждающей жидкости антифриза предполагает образование дополнительного контура, поскольку коэффициент объемного расширения антифризов выше, чем у воды. Применение расширительного контура целесообразно и при использовании воды в качестве теплоносителя.

Расширительный контур в системе охлаждения предназначен:

  • ? для предотвращения выброса охлаждающей жидкости при резком повышении температурного режима и при остановке прогретого двигателя;
  • ? удаления газообразных паровых фракций из жидкости;
  • ? обеспечения максимального давления па линии всасывания водяного насоса;
  • ? сохранения работоспособности системы охлаждения при значительных потерях охлаждающей жидкости;
  • ? обеспечения безопасного дозаполнения системы охлаждения жидкостью при прогретом двигателе.

Расширительный бачок обеспечивает необходимый запас охлаждающей жидкости для компенсации малых утечек, допускает расширение жидкости при нагревании без ее потерь, эффективно отделяет газообразную фазу в потоке жидкости, поступающей к радиатору.

Замкнутая система охлаждения с расширительным бачком обладает рядом преимуществ по сравнению с системой без бачка. Основное преимущество заключается в том, что система всегда полностью заполнена охлаждающей жидкостью: вытесненная из радиатора в результате расширения при нагреве жидкость поступает в расширительный бачок, а при понижении температуры перетекает обратно в радиатор. При отсутствии расширительного бачка вместо вытесненной из радиатора жидкости при образовании в радиаторе разрежения в пего через дренажную трубку попадает воздух. Систематическое поступление в систему воздуха приводит к коррозии внутренних поверхностей жидкостного тракта, к аэрации охлаждающей жидкости, что снижает эффективность охлаждения и создает условия кавитации в водяном радиаторе.

По функциональному назначению бачки делятся па следующие типы:

  • ? расширительные — содержащие дополнительный объем, равный объему расширения жидкости при ее нагреве до предельной температуры;
  • ? конденсационные — обеспечивающие конденсацию паров жидкости и сводящие к минимальным потерям жидкости через пароотводящий клапан;
  • ? деаэрационные — служащие для отделения от потока жидкости паров, воздуха;
  • ? компенсационные — обеспечивающие повышение статического давления (напора) по линии всасывания водяного насоса, предотвращающие кавитационный износ крыльчатки.

Используемые расширительные бачки, как правило, выполняют одновременно несколько перечисленных функций.

На рис. 1.19 приведены схемы включения расширительных бачков в жидкостный тракт систем охлаждения [53J. Из возможных вариантов следует отметить схему 1 а, которая способствует существенному повышению производительности водяного насоса. При использовании этой схемы практически ни па каких режимах работы двигателя не наблюдается явлений кавитации. Кроме того, обеспечивается гидродинамическая устойчивость потока, поскольку расход жидкости через бачок составляет 10. 15 % от расхода жид-

Рис. 1.19. Схемы расширительных контуров системы охлаждения:

  • 1 — двигатель; 2 — водяной насос; 3 — радиатор; 4 — расширительный бачок
  • 55

кости основного контура, а скорость движения жидкости значительно меньше критической.

При включении расширительного бачка по схеме 1 6 снижается производительность водяного насоса, что объясняется характером взаимодействия потока жидкости и находящегося в системе воздуха. Включение расширительного бачка по схемам 2а и 26 улучшает отделение паров и воздуха из жидкости, что ведет к улучшению характеристик водяного насоса и увеличению кавитационного запаса системы. Характерной особенностью схем 3а и 36 является совмещение расширительного бачка и верхнего бачка радиатора, что позволяет обеспечить компактность жидкостного тракта, уменьшить число шлангов и соединений. Схемы За и 36, в отличие от схем включения 16 и 2а, обеспечивают деаэрацию охлаждающей жидкости. Контур охлаждения по схеме 4а, имеющий перепускной резервуар, благодаря небольшой стоимости и простоте конструкции находит наибольшее применение на автомобилях с малой мощностью двигателя. Паровоздушный клапан устанавливается на радиаторе, который полностью заполняется жидкостью. Поскольку в жидкостном контуре отсутствует воздушная подушка, то при нагревании жидкости давление увеличивается и жидкость в результате расширения объема направляется в перепускной расширительный резервуар. С помощью этого достигается быстрое увеличение давления па линии всасывания водяного насоса, однако даже при незначительном охлаждении жидкости давление уменьшается до такой степени, что происходит срабатывание клапана разрежения и жидкость всасывается из перепускного резервуара обратно.

Частые и значительные колебания давления создают нагрузку на радиатор, соединительные шланги и другие элементы системы охлаждения. При использовании контура охлаждения по схеме 46 верхняя часть радиатора должна иметь большой объем, так как она одновременно служит уравнивающим резервуаром. Поскольку при открытом клапане термостата весь поток жидкости проходит через радиатор, то вследствие большой скорости потока невозможно удаление газообразной фракции. В целях обеспечения разделения фракций и удаления пара и воздуха используют внутренние перегородки с отверстиями.

Для тракторов «БЕЛАРУС» разработано несколько схем компоновки и включения расширительного бачка в гидравлический

Рис. 1.20. Схемы расширительных контуров систем охлаждения тракторов «БЕЛАРУС»:

а — расширительный контур; 6 — дренажно-компенсационный контур

контур системы охлаждения (рис. 1.20). На тракторах класса 14 кН используется схема с расширительным контуром (рис. 1.20, а) или дрепажпо-компепсационпым контуром (рис. 1.20, б). По схеме с расширительным контуром расширительный бачок присоединен к полости верхнего бачка радиатора через паровоздушную трубку, в остальном система охлаждения не изменена. Отличительной особенностью схемы с дренажпо-компепсационным контуром является то, что бачок имеет связь с линией всасывания водяного насоса.

На рис. 1.21 представлен расширительный бачок с тремя полостями: конденсационной Л, компенсационной В и деаэраци-

Рис. 1.21. Расширительный бачок системы охлаждения тракторов «БЕЛАРУС»:

  • 1 — компенсационный патрубок; 2 — перегородка; 3 — вентиляционная трубка; 4 — горловина; 5 — деаэрационный стакан; 6 — корпус бачка; 7 — дренажный патрубок; А — конденсационная полость; Б — компенсационная полость; В — деаэрационная полость
  • 57

онной В. Бачок имеет перегородки с выштамповками в верхней и нижней частях, дренажный и компенсационный патрубки, паровоздушный клапан. Деаэрационная емкость бачка представляет собой стакан, расположенный внутри компенсационной емкости, с вентиляционной трубкой и клапаном избыточного давления. Дреиажпо-компепсационпый контур не влияет па температурный режим системы охлаждения, уменьшает время прогрева до рабочей температуры в 1,2. 1,4 раза по сравнению с комплектацией без бачка, увеличивает расход жидкости водяного насоса на 1,8. 3,6 % за счет подпитки водяного насоса.

Читайте также:  Бачок главного цилиндра сцепления 2101

На тракторах класса 20 кН расширительный бачок совмещен с верхним бачком радиатора (рис. 1.22). В верхнем бачке 5 радиатора установлена перегородка 8, разделяющая его полость на сообщающиеся между собой коллекторную Л и расширительную Б камеры, причем коллекторная камера отдельными трубками 10 сердцевины сообщена с нижним бачком 11 радиатора. В расширительной камере Б выполнена разделительная перегородка 3 с дренажным отверстием 4, разделяющая расширительную камеру на полости 2 и 6. Полость 6 сообщается через паровоздушный клапан 7 с окружающим пространством.

Рис. 1.22. Расширительный контур, встроенный в верхний бачок

1 — капал; 2, 6 полости; 3 — перегородка; 4 — дренажное отверстие; 5 — верхний бачок; 7 — паровоздушный клапан; 8 — перегородка; 9 — дренажный патрубок; 10 — трубки сердцевины; 11 — нижний бачок; 12 — сердцевина

Радиатор работает следующим образом. При неработающем дизеле уровень жидкости в радиаторе устанавливается несколько выше перегородки 8 с образованием воздушного пространства в расширительной камере Б. При работе дизеля охлаждающая жидкость поступает в коллекторную камеру А под перегородкой 8, проходит по трубкам сердцевины в нижний бачок и отводится к водяному насосу Воздух и пары жидкости поступают из коллекторной камеры А через каналы 1 в полость 2, где создается повышенное давление. Из полости 2 воздух выходит через дренажное отверстие 4 в воздушное пространство расширительной камеры Б за перегородкой 3, откуда через паровоздушный клапан 7 отводится в окружающую среду. При резком повышении давления в жидкостном контуре и температуры охлаждающей жидкости уровень жидкости в полости 2 повышается и жидкость через дренажное отверстие 4 отводится в расширительную камеру Б, откуда через ряд трубок 10 поступает в нижний бачок радиатора.

Система охлаждения со встроенной в радиатор расширительной камерой исключает выброс охлаждающей жидкости из радиатора, эффективно разделяет и удаляет воздух и пары жидкости, обеспечивает заданный температурный режим, уменьшает материалоемкость, повышает надежность системы охлаждения вследствие сокращения числа шлангов и соединений.

На тракторах класса 50 кН моделей «БЕЛАРУС-3022» при установке дизеля Internationl DTA 530Е (l-308)/DDC S40E реко-

Рис. 1.23. Схема включения расширительного бачка в системе охлаждения дизеля International DTA 530Е (l-308)/DDC S 40E:

  • 1 — двигатель; 2 — корпус термостатов и водяного насоса; 3 — радиатор; 4 — расширительный бачок; 5,6, 7 — трубопроводы
  • 59

мепдуется схема включения расширительного бачка, представленная на рис. 1.23. Трубопровод 6, проложенный от корпуса термостата и водяного насоса к расширительному бачку 4, предназначен для удаления воздуха из системы охлаждения. По трубопроводу 7 от верхнего бачка радиатора к расширительному бачку возможно обратное течение жидкости при снижении давления в системе. Паровой клапан в пробке расширительного бачка отрегулирован на избыточное давление 0,065 МПа, воздушный клапан — на 0,008 МПа. Трубопровод 5 соединяет расширительный бачок со всасывающей полостью водяного насоса, при увеличении давления в полости всасывания возможно обратное движение жидкости, т.е. к расширительному бачку.

На тракторе с дизелем «Даймлер-Крайслер ОМ 501L» рекомендуется схема установки включения расширительного бачка, представленная на рис. 1.24. Расширительный бачок имеет объем

Рис. 1.24. Схема включения расширительного бачка в системе охлаждения дизеля «Даймлер-Крайслер ОМ 501L»: а — система охлаждения с расширительным бачком; 6 — система охлаждения с расширительным и резервным бачками; 1 — двигатель; 2 — корпус термостатов и водяного насоса; 3 — радиатор; 4 — расширительный бачок; 5 — резервный бачок

  • 60
  • 20 % от полного объема системы охлаждения. Бачок при работе заполняется охлаждающей жидкостью на 50 %. Избыточное давление установленного на бачке парового клапана составляет не менее чем 1,2 бара (0,12 МПа), воздушного клапана — 0,07. 0,1 бара (0,007. 0,01 МПа). Клапан максимального давления в бачке заблокирован от выворачивания и отрегулирован на давление 0,7 бара (0,07 МПа). При этом максимальные размеры соединительных трубопроводов к бачку от радиатора и к водяному насосу от бачка ограничены. Расширительный бачок располагается выше верхней точки системы охлаждения.

Недостатком схем включения расширительного бачка в систему охлаждения, представленных на рис. 1.23 и 1.24, является подключение рубашки охлаждения к расширительному бачку. Вместе с воздухом и парами жидкости в расширительный бачок поступает часть нагретой жидкости, которая по компенсационному трубопроводу отводится в нагнетательную полость водяного насоса. Таким образом создается контур циркуляции нагретой жидкости, минуя радиатор.

Система охлаждения современного автомобиля включает в себя несколько элементов, без которых её нормальное функционирование невозможно. К таковым относится и расширительный бачок, устанавливаемый в разных местах подкапотного пространства в зависимости от марки авто. Незамысловатый пластиковый резервуар с пробкой играет важную роль в работе охлаждающего контура двигателя и требует периодического контроля со стороны владельца машины.

Назначение расширительной ёмкости

В системах охлаждения различных автомобилей содержится от 5 до 20 и более литров незамерзающей жидкости — антифриза (тосола). В процессе эксплуатации двигатель, а вместе с ним и антифриз разогревается от низкой температуры зимой до высокой в летний период.

Перепад температур может достигать 100 °С и более. Например, при эксплуатации машины в северных регионах, где прогрев мотора начинается от минус 20 °С и заканчивается рабочей температурой 90 °С, эта разница составит 110 °С.

Во время работы двигателя в расширительном баке возникает давление около 1 Бар

Поскольку любая жидкость расширяется в объёме при нагревании, в охладительном контуре авто образуется излишек, который нужно куда-то направить. Антифриз является средой несжимаемой, поэтому при расширении он создаст в системе высокое давление, способное разорвать патрубки и соты радиаторов. И наоборот, при охлаждении жидкость уменьшится в объёме и создаст разрежение (вакуум), воздействующий с такой же силой.

Чтобы обеспечить нормальную работу системы охлаждения силового агрегата и избежать скачков давления, в неё интегрирован расширительный бачок. Его функции следующие:

  • воспринимать дополнительный объём антифриза, расширяющегося при нагреве;
  • сбрасывать излишки давления через пробку со встроенным предохранительным клапаном;
  • отдавать жидкость обратно в систему при остывании мотора, препятствуя возникновению воздушных пробок.

На грузовиках применяются расширительные баки больших размеров

Антифриз, являющийся смесью дистиллированной воды с этиленгликолем (иногда — пропиленгликолем), при нагревании от нуля до 100 °С прибавляет в объёме порядка 5%. В контуре, рассчитанном на 10 л тосола, после полного прогрева образуется целых 500 мл, которые уходят в расширительный бачок.

Видео: зачем нужен расширительный бачок

Конструкция и принцип действия

Современные расширительные ёмкости для автомобилей представляют собой резервуар, изготовленный из прочной толстостенной пластмассы с заливной горловиной и штуцерами для подключения к элементам охлаждающей системы. Форма резервуара не имеет значения в функциональном плане, так что производители подгоняют её под место установки резервуара.

Форма бачка зависит от места его установки и может быть разной — круглой, прямоугольной или плоской

Вместительность сосуда для расширяющегося тосола рассчитывается для каждой модели авто и зависит от полного объёма жидкости в патрубках и агрегатах. Причём в холодном состоянии бачок заполняется антифризом только наполовину, остальное пространство занимает воздух, способный сжиматься под давлением. Горловина резервуара закрыта пробкой со встроенным воздушным клапаном. Принцип работы ёмкости следующий:

  1. При «холодном» моторе бачок наполовину пуст — уровень антифриза находится между минимальной и максимальной отметкой на корпусе.
  2. После запуска двигателя тосол начинает расширяться и его уровень в сосуде повышается, а воздушная прослойка сжимается. Клапан крышки остаётся герметичным.
  3. При достижении жидкостью рабочей температуры 90—95 °С и максимального увеличения в объёме давление в баке достигает порога срабатывания воздушного клапана (1—1,2 Бар или 120 кПа). Он открывается и сбрасывает воздух в атмосферу.
  4. В процессе остывания мотора наблюдается обратная картина — клапан пропускает воздух в обратную сторону до тех пор, пока количество антифриза не перестанет уменьшаться. Это предотвращает появление воздушных пробок в шлангах и радиаторах.
Читайте также:  Как снять блок предохранителей опель зафира б

Устройство ёмкости довольно простое — корпус бачка закрыт пробкой со встроенным клапаном

В аварийной ситуации, когда тосол или вода по разным причинам начинает кипеть, предохранительный клапан сбрасывает не только воздух, но и пар.

В некоторых моделях автомобилей, например, ВАЗ 2110—2115 ёмкость оснащена второй горловиной, куда вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости. Если в силу поломки либо протечки какого-то узла антифриз начнёт вытекать наружу и его уровень в ёмкости упадёт до минимума, датчик сработает и предупредит водителя сигналом соответствующей лампочки на панели приборов.

Существуют автомобили (как отечественного производства, так и импортного), в которых расширительный бачок закрывается простой пробкой, не оснащённой клапаном и сообщающейся с атмосферой. В подобных системах функцию сброса давления и обратного впуска воздуха выполняет крышка основного радиатора, а резервуар только компенсирует расширение жидкости.

Крышка радиатора снабжается перепускным клапаном, направляющим излишек тосола в расширительный бак

Место бачка в охладительной системе

Ёмкость для компенсации расширяющегося антифриза может устанавливаться в разных местах, расположение зависит от марки автомобиля. Резервуар крепится к деталям кузова — лонжеронам и салонной перегородке с помощью резинового хомута либо специального кронштейна. Как правило, бачок ставится с той стороны, где находится верхний патрубок радиатора для его подключения.

Обычно ёмкость устанавливается ближе к патрубку радиатора

Существуют ёмкости на 2 и 3 штуцера. Последние присоединяются тремя шлангами к следующим агрегатам:

  1. Толстый патрубок, подключённый к нижнему штуцеру сосуда, соединяет его с основной магистралью контура охлаждения — малым кругом циркуляции жидкости, который всегда открыт. Увеличивающийся в объёме тосол поступает в бак именно по этому шлангу.
  2. Тонкая трубка, идущая от радиатора к верхнему штуцеру. Предназначена для сброса жидкости и пара из радиатора напрямую.
  3. Второй тонкий патрубок, подсоединённый к среднему штуцеру, идёт от радиатора салонного отопителя. Его задача такая же — отвод излишков антифриза и пара в ёмкость.

В резервуар на 3 штуцера поступают излишки антифриза из трёх агрегатов

Бачки, оснащённые двумя штуцерами, присоединяются к малому контуру циркуляции и основному радиатору охлаждения, подключение к печке отсутствует.

Расширительный резервуар является самой высокой точкой системы охлаждения мотора. Это сделано для того, чтобы жидкость из бачка могла перетечь в контур по закону сообщающихся сосудов. Когда уровень антифриза в ёмкости находится на 3—4 см выше риски Min на корпусе, все патрубки и агрегаты заполнены тосолом. В том числе самый высокий из них — контур охлаждения дроссельной заслонки.

Остатки воздуха из системы удаляются через патрубки подогрева дросселя

При заливке жидкости в водяную рубашку силового агрегата через расширительный бачок рекомендуется снимать патрубок охлаждения дросселя. Это позволяет вытолкнуть из магистралей и радиатора печки воздушные пробки.

Жидкости для заливки в бак

Нынешние автомобили, строящиеся с широким применением новых технологий, весьма требовательны ко всем технологическим жидкостям, в том числе и охлаждающей. Перечень требований такой:

  • жидкость должна закипать при температуре не ниже 110 °С;
  • порог замерзания — от минус 20 до —60 °С в зависимости от условий окружающей среды;
  • отсутствие пенообразования при контакте с крыльчаткой насоса, минимальная вязкость;
  • в составе жидкости должны быть неагрессивные присадки, препятствующие появлению накипи на металлических частях;
  • химический состав не должен меняться в течение 3 лет или 60 тыс. км пробега.

Тосол — чисто отечественный продукт, синтезированный во времена СССР

Всем перечисленным требованиям соответствует антифриз или тосол, что суть одно и то же. Название антифриз пошло от английского слова antifreeze, что в переводе означает «незамерзающая». Тосол — вещество, созданное на той же основе из этиленгликоля в бывшем СССР. Слово состоит из аббревиатуры ТОС (технология органического синтеза) и окончания «ол», присущего названиям химических препаратов.

Основа антифриза и тосола одинакова — вода + этиленгликоль в различных соотношениях. Отличия изделий от разных производителей может заключаться в пакете ингибирующих присадок, поэтому путать жидкости нежелательно. Фатальных последствий не наступит, но одни вещества могут нейтрализовать действие других и свойства «незамерзайки» ухудшатся. При этом цвет жидкости не играет роли — это всего лишь краситель.

Для заливки в бачок можно использовать дистиллированную воду в следующих ситуациях:

  • для разбавки концентрата антифриза до нужной температуры замерзания;
  • при аварийной ситуации — полной либо частичной потере охлаждающей жидкости в пути;
  • с целью промывки.

Окраска антифриза не влияет на его свойства, важен пакет присадок

Дистиллированная (обессоленная) вода не отвечает указанным выше требованиям: она замерзает при нулевой температуре и кипит при 100 °С. Поэтому она заливается временно либо в качестве растворителя для антифриза.

Воду из-под крана, насыщенную солями, заливать в расширительный бачок недопустимо. Исключение — поломка и потеря тосола в пути и отсутствие поблизости автомагазина. Устраните течь, заполните охлаждающую систему водопроводной водой и доберитесь до гаража или СТО, после чего её немедленно слейте. Иначе на внутренних стенках водяной рубашки двигателя и других агрегатов образуются отложения, ухудшающие теплообмен.

Видео: жидкости для заливки в контур охлаждения автомобиля

О неисправностях и ремонте ёмкости

Во время эксплуатации машины могут возникнуть следующие поломки расширительного бачка;

  • загрязнение или выход из строя перепускного клапана пробки;
  • разрыв корпуса бачка;

Стенка бачка разрывается при слишком высоком давлении изнутри

Неплотность крышки характеризуется появлением разноцветных потёков на корпусе

Большинство автолюбителей при поломке клапана или корпуса попросту меняют деталь на новую. Это оправдано отсутствием времени на ремонт и дешевизной данных запчастей. Хотя при желании лопнувший пластик резервуара можно запаять, а крышку — разобрать и прочистить.

Потёки из-под пробки возникают при неплотном прилегании либо из-за конструктивных особенностей ёмкости. К примеру, на автомобилях ВАЗ 2110 струя из верхнего малого штуцера, подключённого к радиатору, бьёт прямо в горловину, отчего возникает протечка. Способ устранения — установка более совершенного бачка от «Приоры».

Видео: ремонт корпуса бачка

Расширительный бачок автомобиля считается одной из самых надёжных деталей. Нередко они служат весь срок эксплуатации машины, особенно на иномарках. Чтобы не пришлось менять ёмкость раньше времени, рекомендуется периодически проверять состояние клапана в крышке. Если он в порядке, то и пластик сосуда не лопнет от высокого давления.

Ссылка на основную публикацию
External audio source is active
Columns in the first set of control groups are labeled for correspondingly numbered Input rows on TriCaster’s rear connector panel...
Adblock detector