Нужен ли в автомобиле огнетушитель

Нужен ли в автомобиле огнетушитель

Тому, кто хоть раз видел горящий автомобиль, наверняка приходило осознание, как порой бывает коварна жизнь. Только подумайте: утро, ничего не предвещало беды, человек сел в свою машину, поехал на работу, а потом – раз! Несколько минут — и от 7-10 тысяч долларов остались только зола и каркас. Представлять себя на месте «погорельца» не хочет никто, но при этом каждый понимает, что никто не застрахован.

Основная масса автолюбителей, покупая огнетушитель, думает лишь о том, как пройти техосмотр. В понимании большинства это тот предмет, который в машине лучше иметь, но не приведи Господь им воспользоваться. Но ситуации бывают разными, и огнетушитель может понадобиться для дела, причем, если не тебе, то кому-то другому.

Это видео было снято в сентябре 2011 в Минске. Прямо во время движения загорелся Ford Scorpio, водитель попытался потушить пламя маленьким автомобильным огнетушителем, но его содержимое быстро закончилось. В этом видео показательно то, что автомобиль горит, а люди проезжают мимо. Заметьте, с какой скоростью распространяется пламя, и в ситуации, когда значение имеет каждая минута (специалисты утверждают, что автомобиль полностью выгорает за 5-6 минут), помочь бедолаге никто не изъявляет желания.

Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но неужели людям жалко своего огнетушителя, чтобы помочь другому? Или их (огнетушителей) у многих нет или они просто не умеют ими пользоваться? Несомненно, у каждого проехавшего мимо своя причина. Но бывали ситуации, когда даже 2-3 огнетушителя подоспевших на помощь водителей не могли спасти автомобиль. В связи с этим возникает вопрос: что можно потушить автомобильным огнетушителем и нужен ли он вообще?

За ответом на этот вопрос мы отправились в Пожарный аварийно-спасательный отряд Минского областного управления МЧС в Молодечно, где нам пообещали не только рассказать, но даже показать, что и как.

По наблюдениям, чаще всего пожар в автомобиле начинается с моторного отсека. Это действительно самый распространенный «сценарий» (43,3% случаев), причем половина авто из этой категории вспыхивает из-за неисправностей электропроводки. Еще 20% возгораний начинаются в салоне или кабине автомобиля. Незначительный процент приходится на кузов и багажник, элементы ходовой части и выпускную систему.

— Несмотря на то, что в бортовой сети автомобиля напряжение составляет 12 вольт, в ней возможно возникновение тех же пожароопасных режимов, что и в обычной электросети, — коротких замыканий, больших переходных сопротивлений, искрений, перегрузки, — рассказывает начальник отряда Леонид Малашко. – Причем одинаково хорошо горят как старые, так и относительно «свежие» автомобили. Если у первых со временем трескается изоляция проводов, что-то где-то перетирается, иногда хозяева вместо штатного предохранителя ставят обычный провод, то новые иногда вспыхивают после неумелого «тюнинга» — установки мощной звуковой аппаратуры, сигнализации, какого-то дополнительного оборудования. Во втором случае пожар начинается в салоне автомобиля. Сюда же – возгорания от незатушенной сигареты или других источников. Еще одна распространенная причина автопожаров – поджог. Каких-либо закономерностей в таких преступлениях нет, кроме того, что часто страдают автомобили, находящиеся рядом, если это двор или стоянка.

— Но старые автомобили все-таки горят чаще…

— Да, еще бывает, что причиной пожара становится воспламенение технологических жидкостей. Что характерно, зимой пожаров из-за утечки топлива фиксируется значительно больше, чем летом. Понятно, что подтеканием жидкостей чаще грешат немолодые автомобили. В ДВС температура отработанных газов по длине выпускного тракта составляет 800-830С, а температура поверхностей – 710-770С. Это гораздо выше температуры самовоспламенения большинства ГСМ, используемых в автомобиле.

101 – служба хоть и оперативная, но порой автомобили сгорают быстрее, чем приезжают огнеборцы. Поэтому многое в такой ситуации зависит именно от действий водителя. Как утверждают профессионалы, на начальной стадии пожара, когда еще нет огня, а есть только задымление, можно справиться и при помощи обычного автомобильного огнетушителя. Они считают, что на данном этапе спасти ситуацию водитель может за счет правильных и грамотных действий. Что нужно делать, рассказывает начальник пожарно-спасательной службы Михаил Четырко.

Если не «дернуть ручку», открывающую капот, сразу, потом его можно просто не открыть, соответственно что-то сделать в таком случае будет проблематично. Почему нельзя резко поднимать капот, наверное, также всем понятно: от притока кислорода горение, как известно, только усиливается, кроме того, есть риск получить ожоги. Если задымление сильное или из-под капота уже выбиваются языки пламени, голыми руками пытаться открыть капот не стоит. Лучше делать это при помощи какой-нибудь палки или монтировки. Если же возгорание не удалось быстро ликвидировать, следует отойти от автомобиля на безопасное расстояние, потому что может взорваться топливный бак.

Читайте также:  Как работает штатная сигнализация на калине

Теория – теорией, но нам не терпелось перейти к практическим занятиям. Для этого мы даже привезли свой огнетушитель, который купили в магазине. Спасатели презрительно посмотрели на «пшикалку» и настояли на том, чтобы в эксперименте участвовали только специально обученные люди.

Нашей целью было выяснить, можно ли потушить автомобиль обычным огнетушителем, которые покупают водители для прохождения техосмотра? Для этого мы подожгли старый ВАЗ.

Признаться, условия эксперимента не совсем соответствовали жизненным, т.к. мы машину подожгли специально при помощи бензина, а это немножко другое, чем, к примеру, тление или горение электропроводки. С другой стороны читатель получил представление о том, насколько хватает обычного автомобильного огнетушителя. Если честно, закончился он уж как-то очень быстро. Спасатели также использовали порошковый огнетушитель, только объемом в 10 литров. Как видите, оказалось достаточно одного "пшика".

Но ошибка «обычного водителя» заключалась не только в выборе орудия тушения пожара.

Как видим, не все так просто, как может показаться со стороны. Но, согласитесь, в любом случае шансов самостоятельно справиться с огнем все-таки больше при наличии нормального, объемного огнетушителя.

— По хорошему, нормальный огнетушитель – это на 3-5 кг, — советует Леонид Малашко. – Он, конечно, требует места, под сиденьем его не прикрепишь, но в случае чего он реально сможет помочь. Как вы убедились, литровым особо ничего не потушишь. Еще важно, чтобы огнетушитель был рабочим, т.к. случаев, когда они в нужный момент просто не срабатывали, — масса. У огнетушителей есть срок годности, за которым нужно следить. За этим, конечно, следят также работники станции техосмотра, но это ваша безопасность, и не стоит полагаться на то, что он может вам никогда не понадобиться. Сейчас почти все огнетушители оснащены монометрами, с помощью которого водитель может сам следить за давлением в баллоне. Если стрелочка ушла за пределы зеленого сектора, нужно обратиться в пункт перезарядки, которые есть при каждом РОЧС и БДПО.

— Что происходит с огнетушителем по истечении срока годности? Его нужно просто выбросить? У многих они так и остаются нетронутыми.

— Огнетушитель может оставаться рабочим и после 5 лет с даты заправки, но после истечения срока годности производитель не дает никаких гарантий. Можно оставить такой огнетушитель в гараже, можно возить с собой в машине в качестве дополнительного, но сработает он или нет — тут уже как повезет.

— Есть ли разница между огнетушителем в пластмассовом и железном корпусе? И где вообще лучше их покупать?

— Разницы нет, т.к. материал корпуса не влияет на эффективность. Мы сами используем большие огнетушители в пластиковых корпусах, внутри которых давление достигает 320 атмосфер. Они не взрываются, все с ними нормально.

Я бы советовал покупать огнетушитель все-таки в специализированных магазинах, которые имеют лицензию. Там продаются сертифицированные и поверенные средства для тушения пожара, им, если честно, больше доверия. Не исключено, что и рыночные торговцы имеют лицензию, но не будет лишним этим моментом поинтересоваться.

А есть ли выбор?

Итак, автомобильные огнетушители. Еще несколько лет назад их было два вида – порошковые и углекислотные. Но постепенно от последних торговая сеть почти отказалась, потому что они дороже и по цене, и по стоимости обслуживания, да и, видимо, особого спроса на них у автолюбителей не было. Как говорится, зачем платить больше, если разницу можно никогда и не узнать?! Поэтому сейчас в широкой доступности именно порошковые варианты.

Принцип действия порошкового огнетушителя идентичен использованию песка при тушении пожара – попадая на горящую поверхность, он прекращает доступ кислорода, необходимого для горения. Однако не стоит забывать, что содержимое огнетушителя небезопасно для здоровья, поэтому лучше стараться избегать вдыхания распыленного порошка. Кроме того, поговаривают, что порошок оставляет следы на ЛКП. Но, согласитесь, лучше они, чем голый каркас автомобиля.

Огнетушители хорошо переносят как высокие, так и низкие температуры хранения, поэтому единственное, чему стоит уделить внимание – это месту хранения. Профессионалы советуют держать его в салоне автомобиля, но только так, чтобы он не катался туда-сюда, а то неровен час может и сработать.

Читайте также:  Каким проводом подключить колонки к усилителю

Багажник – не самое удачное место для огнетушителя. Во-первых, доставать его оттуда дольше, во-вторых, у многих современных автомобилей за открытие багажника отвечает электроника, и в случае, если электропроводка «откажет», его в нужный момент можно просто не открыть.

Перед тем, как определить огнетушитель на хранение, нужно почитать инструкцию, чтобы понять, как он работает.

Вот, собственно, и все премудрости. Но проблема часто бывает в другом – люди оказываются настолько не готовы к такой ситуации, как пожар, что в состоянии стресса не всегда могут действовать адекватно, даже если теоретически подкованы. Тем и ценна помощь людей со стороны, если, конечно, они не проезжают мимо…

Статья с картинками и видео взята ОТСЮДА.

…собственно, извините, за "много букв", но для многих (в том числе и меня) тема была очень актуальна в недавнем времени 😉

Огнетушители — вещь незаметная и неважная (так многим кажется), пока не случится беда. А так как это бывает внезапно, то готовым нужно быть всегда.


Стараясь сэкономить на топливе, нередко устанавливают газовое оборудование. Очень важно, чтобы все эти работы выполняли квалифицированные специалисты. И точно так же следует относиться и к пожарной безопасности, и сколько стоит огнетушитель для вашего автомобиля — вопрос важный, но не главный.
Правила использования при пожаре.

Какие предъявляют требования для огнетушителей, расположенных в автомобилях.

Огнетушитель — вещь необходимая. Сколько случаев, когда сгорает автомобиль и гибнут люди из-за его неисправности. Считается, что чем больше машина, тем объемнее должен быть огнетушитель, в любом случае – не меньше двух килограмм для легковых и пяти для грузовых. При выборе специалисты рекомендуют обратить внимание:

Корпус должен быть металлическим, без вмятин и повреждений, не должно быть заусениц;
Манометр показывает рабочее давление в зеленом поле;
Чека опломбирована;
Обязательно наличие сертификата;
Покупая средство пожаротушения для автомобиля, внимательно ознакомьтесь с паспортом, рассмотрите маркировку, прочитайте инструкцию. Мало будет пользы от изделия, если вы попросту не будете уметь им пользоваться. Необходимо вовремя делать замену или перезарядку баллона, обслуживание. Самое главное, огнетушитель должен быть легко доступен для водителя в кабине. Очень правильно поступают те, кто имеет два: ОП в кабине и ОУ2 в багажнике. Приобретайте огнетушитель автомобильный в специализированных магазинах, сравните сколько стоит ваша жизнь и автомобиль, перестаньте экономить на мелочах и пренебрегать безопасностью.

Что важно знать при покупке

Прислушиваясь к советам специалистов, делаем вывод, что в каждом автомобиле обязательно должен быть исправный огнетушитель, самый надежный вариант, когда их два: и порошковый, и углекислотный. Оборудование должно быть легкодоступно. У вас будут считанные минуты, чтобы спасти свое транспортное средство. На вопрос, сколько конкретно стоит средство пожаротушения для авто, ответить сложно, цену уточняйте, так как они меняются. Главное, покупайте в проверенных специализированных магазинах, требуйте сертификат.

Размеры огнетушителей для автомобилей регламентируются правилами:

Порошковый или углекислотный с объемом 2л для легковых машин;
Для грузовиков аналогичное устройство должно быть объемом не менее 5л;
В автобусах применяется прибор, объем которого не меньше 5л, их должно быть 2шт;
Для бензовозов применяются порошковые, с объемом не меньше 5л, также 2шт.
Помните, что прибор должен быть доступен, но не болтаться по салону или в багажнике автомобиля, соприкасаться с другими предметами, которые могут сломать пусковое устройство или деформировать корпус. Кроме того, баллон может закатиться под педали газа или тормоза и заклинить их. Вы должны его хорошо закрепить.

Необходимо своевременно купить надежный средство пожаротушения, содержать в исправном виде, но лучше всего, если он вам никогда не понадобится.

Защищают ли огнетушители от пожара в машине?

Как известно, помимо знака аварийной остановки и аптечки каждый автомобиль должен иметь огнетушитель. За отсутствие огнетушителя водитель транспортного средства может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, за что предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Правда, проверить огнетушитель имеют право только при процедуре досмотра транспортного средства. Но сегодня речь не об этом. Так зачем же нужен огнетушитель в машине? Действительно ли при возникновении пожара небольшой огнетушитель может помочь справиться с возгоранием? Или же огнетушитель бесполезен и нужен водителю лишь для того, чтобы избежать штрафа?

Сегодня большинство водителей имеют в багажнике своей машины огнетушитель. Правда, основная масса этих средств защиты от огня низкого качества, просрочена или вообще находится в нерабочем состоянии. Но зачем тогда их возят? А для того, чтобы просто не налететь на штраф, который может выписать любой гаишник, но только в результате досмотра. Стоит отметить, что во время осмотра инспектор ГАИ не вправе проверять наличие огнетушителя. Но мы-то с вами знаем, как легко дпсники находят основания для досмотра. Вот и возят большинство водителей с собой огнетушители для вида, многие из которых просроченные или даже неисправные. Теоретически гаишник также может оштрафовать водителя за просроченный огнетушитель. Но на практике это случается редко, и в основном когда инспектор хочет по каким-то причинам докопаться до водителя. Те, кто посещал юг России в летний сезон, наверное, поймут, о чем мы.

Читайте также:  Корейские автомобили марки список

Большинство автомобильных огнетушителей, представленных сегодня в продаже в нашей стране, относятся к одноразовым. К сожалению, проверить работоспособность огнетушителя без его использования нельзя. Так что единственное, что вы можете сделать, это проверить срок годности огнетушителя и в случае необходимости приобрести новый. И это нужно не столько для того, чтобы не налететь на штраф, сколько для вашей же безопасности.

Но может ли автомобильный огнетушитель помочь в случае пожара? Тут, конечно, вопрос спорный. Сегодня по Сети гуляет множество роликов и сообщений, что автомобильные огнетушители не могут помочь водителям в случае возгорания транспортного средства. Так ли это?

Ну, во-первых, все зависит от пожара. Сами понимаете, что возгорание автомобиля бывает разным. Также все зависит от того, как быстро водитель начал тушить пожар огнетушителем. Естественно, если это сделать слишком поздно, то спасти автомобиль уже не поможет не только огнетушитель, но и пожарная бригада.

Многие автолюбители, которые сталкивались с возгоранием автомобиля, отмечают, что стандартного огнетушителя, в котором заправлен 1 кг огнетушащего вещества, недостаточно. Но, по мнению пожарных, такого огнетушителя достаточно для ликвидации большинства небольших пожаров в автомобиле. По словам Кирилла Скобелева, опытного пожарного из Смоленска, если огнетушитель качественный, не просрочен, то ему по силам справиться с большинством очагов пожаров, возникаемых в автомобиле.

По его мнению, проблема в тушении автомобильных пожаров связана не с огнетушителями, а с водителями, которые либо неправильно тушат автомобиль, либо начинают делать это слишком поздно. Так, представитель МЧС сообщил, что большинство водителей, начиная тушить, не попадают в источник возгорания. И связано это с тем, что водители сначала запускают огнетушитель, а потом только начинают целиться в источник огня. Но, как правило, это уже поздно.

Как утверждают пожарные, после двух минут пожара в автомобиле лучше сдаться, поскольку шансов потушить автомобиль одноразовым огнетушителем уже нет. По истечении этого времени, как правило, огонь в машине уже велик. Кроме того, во время пожара очень опасна утечка газа, заправленного в кондиционер автомобиля. При его утечке и нагреве фтористый водород проникает в кожу (при этом вы не чувствуете боли). В этом случае пожар обычно тушат в специальной униформе и в кислородных масках.

Вопреки голливудским фильмам, где автомобили постоянно взрываются даже при небольшом ударе, в реальной жизни автомобили в большинстве случаев не взрываются. Чаще всего автомобили просто начинают гореть. Кстати, обычно пожар в машине происходит не из-за утечки топлива, а из-за короткого замыкания при проблемах в электропроводке. Стоит отметить, что за последнее время в мире резко возросло количество автомобильных пожаров. Чаще всего горят электрокары и гибридные машины. И это неудивительно, поскольку материалы электродов содержат кислород, который, как известно, способствует быстрому распространению огня.

Итак, может ли помочь огнетушитель, который пылится у вас в багажнике? По мнению пожарников, да. Но только если вы с самого начала будете правильно использовать огнетушитель, который, естественно, должен изначально быть не просрочен и находиться в исправном состоянии.

«Уверяю вас, современные огнетушители очень эффективны, и килограмма огнетушащего вещества достаточно для тушения большинства автомобильных пожаров в зародыше, – добавляет пожарный Кирилл Скобелев. – От быстрой реакции зависит, сохраните ли вы большую часть своей машины, а также ценник по восстановлению автомобиля после пожара. К сожалению, чаще всего, когда пожарные прибывают на место пожара, от машины уже остается только обугленный кузов. И в большинстве случаев это происходит из-за неисправных огнетушителей и нерасторопности автовладельцев».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector